Мы проанализировали данные о поведении более миллиона уникальных пользователей и нашли несколько неожиданных фактов. Похоже, что покупательское поведение на белорусском онлайн-рынке этой весной будет отличаться от привычного.
Справка. Выводы о популярности или непопулярности товарных сегментов были построены на основе данных о доле визитов уникальных пользователей в категорию в общем количестве визитов уникальных пользователей (unique users). Для того, чтобы определить изменения в потреблении товаров и услуг использовались данные о доле покупок в категории/подкатегории товаров по отношению к общему количеству совершенных покупок за период. Анализ построен на основе данных о поведении 1,2 млн. уникальных пользователей. В отчет включены как подержанные, так и новые товары, которые выставляли на продажу физические и юридические лица.
1. Март 2018 – нетипичная сезонность
Белорусы стали покупать больше бытовой техники, а доля товаров для детей в общей структуре потребления уменьшилась. Спрос на некоторые традиционно популярные категории столкнулся с падением темпов роста, в то время как другие товарные сегменты испытали этой весной заметный подъем.
Так, в феврале 2018 года доля спроса на товары для детей упала на 15%. Эта тенденция продолжилась и в марте: по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, спрос упал на 20%, а доля потребления – на 19%.
Одной из причин таких изменений может быть снижение рождаемости, с которым Беларусь столкнулась в 2017 году. Так, по данным Белстата, в 2016 году коэффициент рождаемости на 1000 жителей достиг отметки 12.4, а в прошлом году упал на 13% – до 10.8.
По сравнению с мартом 2017 года доля визитов в категории “Мода и стиль”, “Спорт и туризм” снизилась на 6% и 2% соответственно. В то же время доля сделок в сегменте “Мода и стиль” уменьшилась всего на 1%, а для категории спортивных товаров и вовсе подросла на 7%. Это может означать, что на один визит пользователя этой весной приходится больше сделок, чем в прошлом году.
Из-за холодной погоды спрос на товары для сада и огорода растет гораздо медленнее, чем весной прошлого года. Напомним, март 2017-го оказался одним из самых теплых месяцев за всю историю метеонаблюдений. Март 2018-го напротив, побил антирекорд. По данным Белгидромета, в прошлом месяце средняя температура по республике была на 2,8°С ниже климатической нормы. По этой причине привычную картину спроса и предложения в категории товаров для дачи, сада и огорода рынок увидит только ближе к концу апреля – началу мая.
В лидерах роста этой весной – сегменты компьютерной и бытовой техники (+17% в структуре визитов и +29% в структуре сделок), товары для дома и интерьера (+7% в структуре визитов и +21% в структуре продаж).В марте 2018 года интерес белорусов к недвижимости существенно повысился, на фоне чего на 11% выросла доля покупок товаров для строительства и ремонта.
Активно растет сегмент услуг – в прошлом месяце доля визитов в категорию выросла на 10%, а доля сделок – на 19%. Кстати, в марте этого года белорусы чаще всего заказывали именно услуги по строительству и ремонту. На втором месте – категория “Красота и здоровье” (услуги парикмахеров, визажистов, мастеров по маникюру, косметологов). Также белорусы стали больше тратить на товары для праздников. По сравнению с мартом прошлого года, доля заказов в этой категории выросла на 13%.
В среднем на 12% подросла доля покупок в сегменте “Авто и транспорт”: +17% к покупкам легковых автомобилей, +45% к покупкам запчастей, +16% к приобретению аксессуаров для авто (gps-навигаторы, магнитолы, парктроники и др.). В то же время этой весной снизилась доля покупок мотоциклов (-26.9%) и шин (-16.7%). Такая тенденция может быть обусловлена погодой – в марте 2018 температура редко достигала плюсовых значений, а в первой половине месяца и вовсе колебалась в диапазоне от -3 до -13°С.
2. Автомобили ищут чаще, чем ноутбуки
Анализ поисковых запросов пользователей площадки в марте 2018 года показал, что белорусы чаще ищут автомобили, чем бытовую и компьютерную технику. Так, этой весной пользователи искали машины марки Audi чуть больше 770 000 раз, а ноутбуки – в два раза меньше. Квартиры белорусы ищут на 48% чаще, чем дома, а среди товаров для ремонта двери на 35% популярнее обоев. Список трех самых популярных поисковых запросов в различных категориях выглядит так: